Ужесточение экологических требований к топливу в России станет основным стимулом для пересмотра потребительских предпочтений. Согласно планам правительства страны, переход на топливо класса «Евро-5» будет осуществлен в 2016 году. Высокий класс топлива предусматривает увеличение расходов на производство и его конечной стоимости для автотранспорта. Потребители, естественно, будут заинтересованы в использовании более дешевого топлива, и таковым может оказаться в том числе природный газ – сжиженный природный газ (СПГ) и компримированный природный газ (КПГ).
Подобный сценарий развития событий уже можно наблюдать в Европе, где экологические требования к моторному топливу выше, нежели в России. Так, с 2014 года в ЕС запланирован переход уже на «Евро-6», и интерес к природному газу возрастает с каждым годом, что подстегивает автотранспортные компании к использованию газомоторного топлива.
Газ используется в качестве моторного топлива еще с XIX века. Первый двигатель внутреннего сгорания работал на газе, и первые автомобили Карла Бенца были газовыми.
Сегодня в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания обычно используется смесь пропан-бутана (сжиженный углеводородный газ – СУГ). Но если пропан-бутан – это третье и наиболее широко используемое моторное топливо в мире, то природный газ (метан) пока менее распространен, однако у него неплохие шансы конкурировать с другими видами топлива. Метан используется в большей степени в газообразном состоянии (КПГ) и реже в жидком (СПГ).
Что касается России, по данным экспертов компании «Газпром газэнергосеть», автомобили с газобаллонным оборудованием составляют всего 3,5% общего парка. При этом 3,3% используют СУГ и только 0,2% – КПГ, в то время как в развитых государствах этот показатель достигает 12-15%. А вот для использования СПГ в качестве моторного топлива необходима инфраструктура, которая в стране еще не сформирована.
Отсутствие инфраструктуры – одно из основных препятствий для масштабного распространения газомоторного топлива в России. Сегодня в стране работает сеть из порядка 4,5 тыс. автомобильных газозаправочных станций (АГЗС), реализующих пропан-бутан, и порядка 250 автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), которые предлагают потребителям сжатый (компримированный) природный газ. Почти все эти станции созданы еще в советские годы.
Существующие заправочные комплексы нуждаются в модернизации, и «Газпром», которому принадлежат 210 АГНКС, развернул активную работу по обновлению и расширению сети. В ближайшие годы этот процесс продолжится. С 2013 года «Газпром» включает в Программу газификации работы по реализации проектов строительства АГНКС и газификации автотранспорта, уровень предусмотренных инвестиций – 1 млрд рублей. В частности, в рамках этой программы «Газпром газэнергосеть» планирует построить по одной АГНКС в 13 регионах страны.
Однако надо учитывать следующую немаловажную особенность: разместить классическую АГНКС возможно лишь в непосредственной близости от газовой магистрали и на территории площадью минимум 0,5 га, чтобы выполнить требования безопасности. Это создает серьезные сложности по размещению станции в удобных для автомобилистов местах, делая это практически нереальным в условиях больших городов и на негазифицированных территориях.
Однако развитие технологий позволяет решить эту проблему. СПГ может существенно расширить возможности по использованию природного газа в качестве газомоторного топлива. При использовании СПГ доступ к газовой трубе не нужен, так как топливо можно поставлять на заправочный комплекс автомобильными криоцистернами и заправлять машины природным газом как в жидком, так и в газообразном состоянии. Таким образом, подобные заправочные комплексы можно устанавливать, как и привычные автозаправочные станции, в удобном для потребителей месте.
«На данный момент СПГ как топливо для автомобилей в России не используется, но в Европе, Америке и Азии этот продукт становится все более востребованным, особенно на коммерческом, муниципальном транспорте. На наш взгляд, СПГ – очень перспективное топливо будущего, и именно сейчас делаются первые шаги по его внедрению для использования транспортом в России», – отмечает генеральный директор петербургской дочерней компании «Газпром газэнергосети» ООО «ГЭС СПб» Валерий Каблука. К примеру, крупнейший в мире китайский производитель автобусов YTONG в 2012 году произвел 5 тыс. автобусов на КПГ и 7 тыс. – на СПГ.
С началом работы первой заправочной станции СПГ в Петродворце (Санкт-Петербург) на базе промышленной установки сжижения природного газа производительностью 0,8 тонны в час начнутся первые продажи СПГ в качестве моторного топлива. «Первые машины, которые будут ездить на сжиженном природном газе, – это приобретенные компанией „Газпром газэнергосеть“ тягачи, которые должны доставлять СПГ на станции регазификации, использующие это топливо для автономной газификации населенных пунктов и промышленных объектов в Ленинградской области», – рассказывает Каблука.
Чтобы прогрессивный вид топлива получил распространение, необходимы не только сеть заправочных комплексов, но и автотранспорт, топливная система которого предназначена для использования СПГ. Переоборудование машин под использование новых видов топлива – дорогостоящая процедура, требующая значительных вложений от автотранспортных предприятий. Поэтому переход на природный газ видится более рациональным через естественную процедуру обновления парка, когда новые автомобили приобретаются с топливными системами для использования КПГ или СПГ. К слову, как зарубежные (MAN, Mercedes, Soelbus и т.д.), так и отечественные (ГАЗ, ПАЗ, ЛИАЗ) автопроизводители уже готовы обеспечивать рынок такими машинами.
Российские автозаводы уже выпускают широкую гамму автомобилей на КПГ, но имеют ограниченное предложение сертифицированных машин, использующих СПГ (в настоящий момент сертифицирован только «КамАЗ» компании «Раритэк»). Однако наличие первых машин на сжиженном газе в условиях отсутствия рынка означает, что отечественные производители следят за рынком и при необходимости способны насытить его соответствующей продукцией.
По наблюдениям директора технического департамента УК «ПИТЕРАВТО» Сергея Фролова, решение о приобретении автобусов на газомоторном топливе принимается в том случае, если у компании есть возможность выстроить оптимальную логистику к соответствующим заправкам. «В Петербурге мы отказались от использования газомоторного топлива из-за невыгодной логистики. В то же время в нашей собственности около 120 автобусов на КПГ в Великом Новгороде, где их использование удобно и эффективно», – говорит он.
При отсутствии гарантий для сбыта газомоторного топлива возникают сложности с принятием решения о строительстве станций. Успех развития рынка СПГ в качестве моторного топлива во многом зависит от того, удастся ли наладить взаимовыгодное сотрудничество трех участников рынка – производителей сжиженного газа, производителей транспортных средств, применяющих его как топливо, а также автотранспортных компаний.
Модератором создания такого союза может выступить государство, создав законодательные стимулы, предопределяющие спрос на экологичное топливо. Муниципальные и региональные власти должны инициировать создание программ по переводу городского общественного транспорта и коммунальной техники на газ. Выиграют же от этого не только участники рынка, но и все граждане страны, поскольку такой триумвират будет способствовать улучшению экологической ситуации, сокращению тарифов на перевозки и общественный транспорт.
Санкт-Петербург
|