В конце августа совет директоров «Газпрома» обсудит, как отразилось на его деятельности введение и угрозы санкций, следует из материалов компании. Вопрос «о влиянии западных санкций на группу Газпром в 2017–2018 гг. и мерах реагирования» включен в повестку совета директоров «Газпрома», говорится в сообщении концерна. Заседание совета запланировано на 28 августа. До проведения заседания совета директоров дополнительно комментировать его повестку представитель «Газпрома» не стал.
На «Газпром» санкции пока не распространяются, однако существует ряд ограничительных мер, которые создают косвенные риски для проектов «Газпрома» или препятствуют их развитию. Так, в августе 2015 г. администрация США расширила отраслевые санкции в отношении российской экономики на нефтегазовое Южно-Киринское месторождение, крупнейшее на шельфе Сахалина. Из-за невозможности сразу заместить необходимое для его разработки зарубежное оборудование «Газпром» был вынужден перенести сроки его запуска сначала на 2019 г., затем на 2021 г. Сейчас предполагается, что начало его эксплуатации начнется в 2023 г., следует из материалов компании.
С выводом на полку добычи в 21 млрд куб. м в год Южно-Киринское месторождение предполагалось сделать основной ресурсной базой для третьей очереди СПГ-завода «Сахалин-2» (совместный проект «Газпрома», Royal Dutch Shell, Mitsui и Mitsubishi). Оно же может стать источником газа для основных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и экспортных поставок в Китай. Инвестиционное решение по строительству третьей производственной линии «Сахалина-2» до сих пор не принято. О согласовании с КНР основных условий контракта на поставку газа по «дальневосточному маршруту» «Газпром» сообщил в конце 2017 г., но ни возможных сроков, ни объемов поставок стороны не раскрывали.
Президент США 2 августа 2017 г. подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). «Газпром» в документе прямо не упоминается, но в нем предусмотрена возможность наложения президентом санкций на компании, принимающие участие в строительстве Россией экспортных трубопроводов, предоставляющие для этих целей оборудование, технологии и услуги. Разовые инвестиции в такие проекты ограничены $1 млн, накопленные в течение года – $5 млн.
«Газпром» сейчас строит три экспортных газопровода: «Силу Сибири» экспортной мощностью до 38 млрд куб. м в год, «Турецкий поток» (31,5 млрд куб. м) и «Северный поток – 2» (55 млрд куб. м). Все три трубы предполагается достроить к концу 2019 г. В проспекте к выпуску евробондов прошлым летом «Газпром» указывал, что законопроект может задержать и даже «предотвратить завершение проектов группой».
Аналитики Moody’s называли одной из возможных угроз ухудшение кредитоспособности компании и сложности с привлечением проектного финансирования. «Турецкий поток» «Газпром» пока продолжает финансировать за счет собственных средств. Половину общей стоимости «Северного потока – 2» (около 9,5 млрд евро) в форме займов обязались предоставить пять европейских партнеров «Газпрома»: Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall.
CAATSA заставил европейских партнеров «Газпрома» отнестись к рискам возможных санкций со всей серьезностью. В ожидании разъяснений минфина США гендиректор OMV Райнер Зееле говорил о «неопределенности, которая не позволяет точно понять источники инвестиций», и не исключал пересмотра схемы финансирования. Полученные в начале этого года разъяснения подразумевают, что санкции не распространяются на договоренности, достигнутые до 2 августа 2017 г.
В 2017 г. Wintershall предоставила проекту 324 млн евро, в 2018 г. предполагает сохранить финансирование на том же уровне, говорил член правления немецкой компании Тило Виланд в начале марта. По состоянию на конец июня иностранные партнеры предоставили проекту в общей сложности около 2,4 млрд евро, говорил финансовый директор компании Пол Коркоран.
Однако 17 мая замглавы отдела госдепартамента по энергетической политике Сандра Аудкирк вновь заявила, что США не исключают санкций против компаний, которые участвуют в реализации проекта «Северный поток – 2», и были бы рады, если бы он не был претворен в жизнь.
1 июля со ссылкой на слова финансового директора Nord Stream 2 AG Пола Коркорана ТАСС сообщил, что финансирование «Северного потока – 2» не будет зависеть от возможных санкций США. «Проект, безусловно, будет профинансирован. Это важно для "Газпрома", а Россия сейчас имеет высокий запас ликвидности в евро», – цитировало Коркорана агентство.
В середине июля сенатор от штата Вайоминг Джон Баррассо внес на рассмотрение конгресса США новый законопроект о санкциях против строительства газопровода «Северный поток – 2», о чем сообщил на своем сайте.
14 августа на сайте конгресса США был опубликован законопроект сенаторов о новых санкциях против России. Документ с названием «О защите американской демократии от кремлевской агрессии 2018» анонсировали в конце июля сенаторы от республиканской и демократической партий Линдси Грэм и Боб Менендес. Основные ограничения в нем касаются покупки нового российского госдолга и операций с долларом для российских госбанков. В нем же предлагается создать единый механизм, который включит в себя все антироссийские санкции, вводившиеся ранее отдельными актами, в том числе секторальные санкции в отношении нефтегазового сектора. За работой такого механизма должно будет следить специальное управление по координации санкций.
|